История

Отсчет возникновения философской научной школы О. Н. Бушмакиной «Социальная онтология в конструктивно-герменевтическом аспекте» в Удмуртском государственном университете можно вести со времени появления первых аспирантов, выполнявших диссертационные работы по избранной тематике. Первыми аспирантами были И. А. Семакина и И. В. Увина (Соловей), которые начали работать под руководством О. Н. Бушмакиной с 1996 года. Первая защита была проведена в диссертационном совете К 053.01.07 при Московском педагогическом государственном университете 15 июня 1998 г. Успешно защитилась И. А. Семакина по теме «Бытие как текст: проблема самоопределения смысла» (специальность 09.00.01 — онтология и теория познания). В 1999 году был открыт диссертационный совет по защитам кандидатских диссертаций по философии (специальность 09.00.11 — социальная философия), в котором одной из первых была защищена диссертация И. В. Увиной по теме «Онтология исторической реальности: герменевтический аспект». В течение последующих десяти лет в рамках научной школы были защищены еще 13 кандидатских диссертаций и одна докторская (С. В. Кардинская).

Ученые, работающие в исследовательском поле школы, принимают активное участие в конференциях различного уровня, вплоть до международного. За время существования научной школы их было более пятисот. Зрелость школы проверяется способностью собрать вокруг себя исследователей из других городов и регионов, т.е. возможностью проведения собственных научных конференций. В 2009 году возникло решение об организации собственной конференции под эгидой школы. В мае была проведена I Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная онтология в структурах теоретического знания».

Многие ученые, принадлежащие философской школе О. Н. Бушмакиной, ведут активную научную и организационную работу по проведению российских конференций в рамках своих факультетов. При этом они всегда учитывают интересы и направление, заданные научной школой. Например, кандидат философских наук Э. Р. Рогозина в ноябре 2008 года организовала Всероссийскую научно-практическую конференцию «Профессия „Журналист“: вызовы ХХI века» на факультете журналистики УдГУ. В марте 2009 года состоялась XIV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные социально-политические технологии: смыслы и ценности», организованная кандидатом философских наук Н. Б. Поляковой в Институте социальных коммуникаций УдГУ.

На протяжении длительного времени философская школа регулярно проводит научно-теоретический семинар «Proxima». Его прообразом можно считать первые теоретические семинары для студентов и аспирантов, которые были организованы и проводились О. Н. Бушмакиной еще в 1985 году.

С 1987 года на этих научных встречах начали активно изучать тексты Ф. Й. В. Шеллинга. Именно работы великого немецкого философа, последнего из плеяды немецких классиков, стали теоретическим ориентиром в процессе создания собственного представления о способах философствования в пределах самой философии, где «точка зрения» исследователя оказывается базисным принципом разворачивания цепи философской дискурсивности. Обращение к Ф. Шеллингу имеет определяющее значение для возможностей самоопределения смыслов философской дискурсивности, ориентированной на принцип имманентности, дополненный методом субъект-объектного тождества. Мы рассматриваем философию этого мыслителя как своеобразное скрепляющее звено, связывающее классические способы философствования с особенностями современного этапа его развития, в фокусе которых находится проблема смысла мышления. Важность шеллингианского подхода для развития современной философии осознается только сейчас, по мере утраты очарования гегелевским пониманием этой науки.

Развитие научно-теоретических семинаров «Proxima» происходило и происходит по пути теоретического углубления, посредством включения в философский обиход школы текстов современных философов, изучения ведущих исследовательских направлений в области философского мышления. Такое движение позволяет значительно расширять исследовательский кругозор и усиливает творческую активность участников школы. Вместе с тем, регулярная многолетняя работа семинара помогает его участникам организовать и пролонгировать собственные исследовательские интенции. Поскольку большинство из них активно преподает в высшей школе, результативность семинаров проявляется еще и в использовании материалов на учебных занятиях со студентами различных вузов и факультетов. Являясь руководителями курсовых и дипломных проектов, многие участники научной школы О. Н. Бушмакиной обучают студентов применять разработанный подход во множестве ракурсов, заданных материалами исследований. Результативность школы подтверждается успешными защитами студенческих дипломных проектов, а также многочисленными защитами кандидатских диссертаций и докторскими работами.

Шифр научной школы: НШ-5272.2012.6